Основной посыл, зачем мы публикуем этот материал: выставлять в технических музеях можно не только идеально восстановленную технику, но и в том виде, в котором она дошла до наших дней. Безусловно, при этом проведя на такой технике, соответствующие подготовительные и консервационные работы.
Статья из открытых источников. Автор нам неизвестен.
В Санкт-Петербурге прошла тридцать первая по счету Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина. И как всегда, наряду с идеально восстановленными ретромобилями, на площадке можно было встретить и колхоз-тюнинг, и технику, у которой реставрационные работы еще впереди.
В этот раз почему-то поймал себя на мысли, что автомобили, которых еще не коснулась рука мастеров восстановления, меня впечатлили намного больше, чем сияющие глянцем и хромом экспонаты. Может, потому, что они еще сохранили частичку реальной жизни?..
Вот стоит побитая ржавчиной Skoda 9ТрН27, выпущенная в 1980 году. Сейчас она принадлежит фирме «Ретролайн». А еще пять лет назад этот троллейбус вовсю работал на маршрутах Алушты. И на момент списания ему было 37 лет! Смотришь, и прямо веет тем временем. Хотя, справедливости ради, отмечу – во время работы Skoda была покрашена как положено и выглядела бодрячком.
Ikarus-630.03 с надписью «Федерация автоспорта». Штабной автобус? Ничего подобного. В далеком 1964 году это был мобильный зубоврачебный кабинет. Эксплуатировалась машина в Казахстане, а после списания из системы Минздрава, была передана федерации мотокросса, где служила «техничкой». Собственно, отсюда и надпись. Забавно, но на этом «спортивном» автобусе успели даже повозить картошку на рынки. И только потом его выкупил ГУП «Пассажиравтотранс». Естественно, после восстановления о богатой истории этого экземпляра сможет рассказать разве что пояснительная табличка…
Вездеход Praga V3S — «военная трехтонная специальная» (Vojenska 3-tunova Specialni). Однако в СССР эти машины знали не как армейский транспорт, а как передвижной рентгенкабинет или флюорографию. Несмотря на то, что модель была создана в 1953 году, еще в начале 2000-х эти медкабинеты вовсю работали по назначению.
Ну, а лидер аутентичности – Opel Admiral по кличке «Федя». Выпущенный в конце 30-х прошлого века, он прошел долгий путь. Чтобы поддерживать машину на ходу, ее много раз «дорабатывали», внедряя в конструкцию чужеродные, но необходимые для эксплуатации элементы. И теперь это скорее полноприводная «кибитка» с мостами от УАЗа, чем одно из чудес немецкого автопрома. Интересно, что еще в 2015 году машина передвигалась самостоятельно. Есть ли смысл приводить автомобиль в первозданный вид или стоит оставить как напоминание потомкам, на чем приходилось ездить их предкам в реальности?
Совершенно иначе воспринимаются автомобили после восстановления.
Вот сверкает надписями «Гастроном ГУМ» и яркими красками «каблук» на базе «Москвича». В 1948 году специально под установку фургонов на сторонних заводах было создано коммерческое шасси «Москвич-400-420К». И одним из предприятий, кто делал на них изотермические фургоны, был Московский авторефрижераторный завод. Именно его модель П-369 легла в основу реплики, созданной фирмой Simonov Motors.
В свое время 10-местный микроавтобус «Старт» выглядел великолепно. Тот факт, что кузов машины изготавливался из стеклопластика, позволил не ограничивать полет мысли при создании дизайна автомобиля. Восстановленный в мастерской Шаманского экземпляр окрашен в цвета, которые носил самый первый «Старт», собранный в 1963 году.
Интересен и восстановленный самосвал ГАЗ-410. Это был первый советский автомобиль такого типа. Его выпуск начался в 1939 году и завершился только в 1950-м. Стоит отметить, что 1,1-кубовая платформа опрокидывалась не с помощью гидравлики, а благодаря силе тяжести груза, а также хитрой кинематике опрокидывающего механизма с роликами и тягами. Для выгрузки водитель просто дергал на себя рычаг под кузовом, а для опускания — задвигал кузов руками обратно.
Отмечу еще парочку пожарных машин. Автолестница АЛГ-17(51) на шасси ГАЗ-51А известна всем, кто смотрел комедию «Невероятные приключения итальянцев в России». Именно на ней из дома «выезжала» ванна…
А пожарная линейка ПМЗ-1 на длиннобазном шасси ЗИС-11 может удивить своей «пассажировместимостью». Боевой расчет данной машины составлял… 14 человек! Целый автобус!
На самом деле, на выставке была еще масса прекрасно отреставрированных машин. Отечественные и импортные, безоговорочно древние и относительно современные, популярные и малоизвестные. Все они по-своему были хороши, но лично меня не зацепили.
Поэтому вот вам просто парочка американских пикапов — поздний Chevrolet Apache 1959 года и Ford F-250 Redneck edition родом из 1986-го.
И напоследок пару строк, о том, что скорее не понравилось.
Во-первых – это тюнинг. Я терпимо отношусь к переделке современных моделей, когда это касается улучшения их характеристик. Но не в восторге от «улучшайзинга» ради самого процесса «улучшайзинга».
Хорошим примером того, как НЕ надо делать, стал Barkas В-1000. «Кастомизированный» грузовичок на «литье» и низкопрофильных шинах смотрелся скорее удручающе, чем красиво. Хотя, на вкус и цвет…
А во-вторых, я совершенно не понял, что в «Олдтаймер-галерее» делали «Аурусы». Неужели их создатели все же признают, что едва появившись, модель по своим характеристикам сразу оказалась достойной экспонирования на выставке раритетов?
И просто для сравнения – Tatra 603 и Aurus. Пусть каждый сам решит, что ему больше нравится.
В целом же выставка оставила приятное впечатление. Традиционно много экспонатов самой разной направленности. Посетители тоже были. Так что мероприятие живет. Главное, чтобы в скором времени все наши улицы не превратились в галерею олдтаймеров, где любой новый автомобиль воспринимался бы как НЛО…