Несмотря на видимые усилия и кажущееся благополучие в сфере сохранения железнодорожного наследия, существуют следующие основные проблемы:

— продолжающиеся неоправданные утраты ценнейших образцов
техники и сооружений

Например, полная утрата в нашей стране тепловозов серии ТЭ109.

А это, не больше не меньше, родоначальник всего 3-го поколения магистральных тепловозов СССР!  На тепловозах ТЭ109 впервые в отечественном тепловозостроении применены: дизель Д49, тяговая передача переменно-постоянного тока, бесчелюстные тележки грузовых тепловозов, и ещё ряд узлов, в дальнейшем снискавшие широчайшее применение на железнодорожном транспорте. Кроме того, тепловозы этой серии экспортировались в страны Европы, в том числе много лет успешно эксплуатировались в Германии.

Теперь в нашей стране не осталось ни одного тепловоза типа ТЭ109. Теперь их можно увидеть только в немецких музеях.


Или, например, снос старинного здания депо на станции Ртищево

На станции Ртищево-1 (Саратовская обл., Приволжская ж.д.) до 2021 года имелся уникальный по сохранности, и красивый по архитектуре, комплекс зданий деповского хозяйства. Таких деповских зданий 1870-х годов постройки (эпохи начального становления железнодорожной отрасли), дошедших до нашего времени в подлиннике и без существенных изменений теперь уже не сохранилось. Это трехпутное депо было исключительным по сохранности и полноте! Оно не было в аварийном состоянии, дальнейшему развитию станции не мешало. Но не смотря на возможность его сохранения, адаптации его к современному использованию, оно было полностью ликвидировано в угоду неким сиюминутным интересам.

Даже если это здание не нужно ОАО «РЖД», его можно было бы передать городу и дальше использовать как объект культурного наследия, найдя применение в качестве дополнительного помещения для обслуживания пассажиров, культурного центра, выставочного зала, привокзального рынка, промышленного здания и тому подобное. Тем более, что локомотивное депо и узловая станция Ртищево-1, являются градообразующими предприятиями с более чем полуторавековой историей. О какой династийности и приемственности поколений на железнодорожном транспорте мы говорим, если без достаточных на то оснований был уничтожен, по сути, целый пласт истории города! На каком историческом и патриотическом фундаменте будут воспитываться новые поколения железнодорожников, если по факту, всеми силами и без какой либо надобности уничтожаются те самые гражданские скрепы общества, о которых столько пытаются говорить на самом верху властных структур?!

— утрата исторической ценности уже сохраняемых объектов

Например, «ремонт» паровоза 9П в Дубне

Взяли комплектный паровоз 9П-742 из музея (!) Московской ж.д. Содрали с него обшивку котла и паровой машины, сняли водяные баки, сухопарник и ещё массу деталей. Взамен наварили какие-то нелепые, фантазийные площадки, лестницы, путеочиститель, царский герб и прочие «украшения». Покрасили совершенно немыслимым образом (одна дымовая коробка красного цвета чего стоит, или зелёная рама). И эту пародию на паровоз, комикс, обглоданный скелет, увешанный двуглавыми орлами и путеочистителем из детской раскраски, гордо установили перед вокзалом в Дубне! Теперь это железнодорожный символ !

Понятно, что люди нанесли такой ущерб не со зла. С паровоза просто содрали то, что вероятно было не в очень хорошем состоянии или назначение чего было не понятно «авторам шедевра». Но надо иметь хоть не много уважения к прошлому. Разве нельзя было обратиться к специалистам за консультацией и обговорить, что и как можно сделать, чтобы и задачу выполнить и в «варвары» не попасть ! ?


Или например, ремонт вагона-спиртовоза в Пензе

Был уникальный вагон для перевозки спирта. Вагон дореволюционной (!) постройки, хоть и серьезно реконструированный в 1950-х годах. В вагоне сохранялся родной спиртовой котел с овальным расширительным колпаком и местами для водомерных стекол (это особенность спиртовых котлов того времени). Также сохранялась надстройка на крыше — отличительная внешняя черта этих вагонов. Когда-то таких вагонов в Российской империи и СССР было много, но в Пензе сохранился последний такой вагон с родным спиртовым котлом и надстройкой.

Местные решили сохранить этот вагон и поставить в качестве памятника, что очень похвально. Но не просто сохранить, а с «тюнингом» (у нас же всегда люди хотят добавить что-то от себя или снять что ни будь «лишнее»). Взяли и вырезали уникальный котел, а заодно и надстройку на крыше снесли !

Спрашивается – ВЫ ЗАЧЕМ ЭТО СДЕЛАЛИ?! Вам чем редчайший котел мешал и надстройка с люком?! Из уникального, единственного сохранившегося вагона-спиртовоза сделали обычный, ничем не примечательный товарный вагон, коих сохраняется сейчас не мало. Зачем вы уничтожили самое ценное в этом вагоне ?!

А ведь можно было чуточку голову включить и посоветоваться со специалистами, или например поставить вагон с открытой дверью и соответствующими надписями. Тогда бы котел был всем виден и был понятен его смысл, а вагон вызывал бы особый интерес.

ВСЕ, нет больше русских спиртовозов! Сейчас можно что-то повторить, но это уже будет новодел, подделка…


Но особо ужасающее положение сложилось с железнодорожной архитектурой

Если случаи утраты исторической ценности «из лучших побуждений» сохраняемого подвижного состава относительно не часты, то уродование построек приобрело массовый характер.

Вот пример ремонта исторического здания, приведшего к грубым искажениям и утратам. Понятно, что здание реконструировали под максимальное снижение эксплуатационных затрат. И такое стремление вполне оправдано и похвально. Но ведь это можно было сделать и без столь радикального уничтожения архитектурных деталей. Надо было только немного приложить голову и старание. В итоге имеем, что был красивый вокзал, а стала неприметная серая коробка с дырками окон. А пассажиры это видят, и местное население это видит, и у них формируется отношение к железной дороге как к чему-то серому и безликому.


К великому сожалению подобное происходит практически повсеместно!

САМОЕ СТРАШНОЕ здесь не в том, что локомотив или здание стали выглядеть «не так», а в том, что при этом УТРАЧИВАЕТСЯ БЕЗВОЗВРАТНО МНОГО ПОДЛИННЫХ И ВАЖНЫХ ДЕТАЛЕЙ, содержащих информацию о технологиях прошлого, о жизни и быте наших предков, деталей несущих эстетику ушедших эпох, энергетику наших предков ! И как правило ЭТО УНИЧТОЖАЕТСЯ БЕССМЫСЛЕННО, ПРОСТО ПО ГЛУПОСТИ, ИЗ-ЗА БЕЗГРАМОТНОСТИ И БЕЗАЛАБЕРНОСТИ, ПО НЕЗНАНИЮ, ИЗ-ЗА ЛЕНИ ПРЕДПРИНИМАТЬ ЛИШНИЕ УСИЛИЯ.

Такой подход наносит колоссальный, непоправимый вред! По сути это тоже самое, что уничтожить «памятник», так как при таком «ремонте» практически теряется смысл его существования. При формальном сохранении объекта, настолько сильно искажается его внешний облик и уничтожаются важные детали, что он теряет свою ценность.

Кроме того, такой подход, безграмотность и безалаберность, не только уничтожают историческую ценность объектов (хотя деньги в ремонт вкладывались как бы для обратного), но и наносят большой имиджевый урон ОАО «РЖД». Градус общественного протеста очень высок! Большинство недовольных высказывается устно, но и в информационное пространство выплескивается не мало негатива (примеры можно посмотреть на странице «Архив публикаций»).

— отсутствие должного изучения и историко-технической (историко-архитектурной) фиксации в случае неизбежности утраты

В редких случаях, уничтожение/снос исторического объекта бывает оправдан. Например, когда строение не имеет существенной ценности, при этом мешает развитию станции. Нельзя сохранением истории препятствовать естественному развитию отрасли. Такое развитие – это тоже когда-то станет историей.

При этом действительно оправданные уничтожения/сносы исторических объектов – явление редкое. Гораздо чаще, такие сносы являются следствием низкого уровня личной культуры, недальновидному и утилитарному отношению работников железнодорожной отрасли к собственной истории, а подчас – просто элементарной алчности!
Смысл сохранения объектов наследия в том, что они являются носителями информации для будущих поколений в виде конструктивных решений, технологии производства, особенностей назначения, дизайна и т.п. Причём носителями не только для учёных и специалистов, но и для простых граждан, неравнодушных к творениям своих предков, в том числе и в сфере науки и техники.

Конечно, полноценный объем информации и представление о том или ином объекте культурного наследия может дать только подлинник. Однако, если нет возможности сохранить подлинник, то нужно стремиться к сохранению хотя бы того что возможно – информации о тех объектах, которые пока ещё существуют. Тех сведений (информации, кладезя), которые можно и нужно сохранять об объекте при его физическом уничтожении. Сохранение информации может осуществляться полноценной фотофиксацией, измерениями, сканированием, сохранение отдельных исторически значимых частей, и т.п. К СОЖАЛЕНИЮ, ТАКАЯ РАБОТА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО, СИСТЕМНО, ГРАМОТНО (с учетом подходов и методик выработанных профессиональным сообществом) В ОТНОШЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕ ВЕДЕТСЯ !

МЫ СТАРАЕМСЯ НАЛАДИТЬ ТАКУЮ РАБОТУ !

Анализ показывает, что причинами вышеозначенных проблем являются:

— недостаточность методической базы и нормативной обеспеченности работ по сохранению научно-технического наследия

В том числе:

— мало изученность вопроса, как можно использовать потенциал наследия в современности и для будущего

общая недооценка обществом ценности сохранения исторических объектов железных дорог

— недостаточность освещения в информационном пространстве научного изучения объектов

— отсутствие системности в работах по сохранению объектов наследия

В том числе:

— отсутствие качественной технико-исторической экспертизы объектов и работ выполняемым по ним

— отсутствие должного систематического контроля за выявленными и сохраняемыми объектами

— недооценка потенциала сохранения наследия для развития железнодорожной отрасли, для профориентации молодежи, для воспитаний гражданского общества, для подлинного, не показного патриотизма

— крайний дефицит людей, компетентных в данной и смежных областях, а также наличие людей с «варварским» сознанием

В том числе:

— нехватка квалифицированных кадров, которые могут обеспечить эти работы в должном качестве и объеме, в том числе уровень компетенции кадров

— недопонимание, что можно не уничтожать/сносить, а существуют научно-обоснованные подходы по приспособлению исторических объектов к современному использованию

— отсутствие понимания у владельцев объектов ценности и важности этих объектов, уровень культуры причастных лиц

Для эффективной борьбы с этими причинами мы стараемся действовать параллельно по трём основным направлениям:

Полезные публикации по проблематике: