канал «Заповедная магистраль»
Однажды здесь на своём канале я Вам уже успел рассказать о старом коренном (основном) депо в Осташкове на этой же линии Бологое-Полоцк. В прошлой публикации я упоминал о том, что помимо коренного депо в Осташкове, на Бологое-Полоцкой линии на участке от Бологого до Великих Лук было построено ещё два оборотных веерных депо: на станции Бологое-2 (Бологое-Полоцкое) и в Торопце. Сегодня речь пойдёт как раз о Торопце.
Признаться честно, я несколько опоздал с выходом данной публикации, поскольку ещё в 2018 году компания балансодержатель в лице ОАО «РЖД» на своё усмотрение очень жестко и в одночасье расставила все акценты, касающиеся судьбы этого здания — приняло решение о его беспощадном сносе.
«Спасти нельзя, уничтожить»
Именно так и поступил с культурным наследием правопреемник знаменитого и могучего ведомства МПС. Новость о сносе этого уникально здания без какого-либо громкого резонанса разошлась лишь по тверским сми. Уж больно как то на мой взгляд незаметно прошло столь скандальное событие, связанное с уничтожением нашей с вами истории. Во многом так произошло оттого, что здание паровозного депо в Торопце располагалось в стороне по правую руку от главного хода при следовании из Бологого на Великие Луки и всегда оставалось скрытым от глаз проезжающих пассажиров вагонами, находящимися на отстое на этой станции. Даже мне как краеведу и историку Бологое-Полоцкой дороги сей факт оставался долгое время неизвестным, пока я сам не посетил в очередной раз то место где и располагалось оборотное депо.
Построенное по типовому проекту для этой линии Бологое-Полоцк, депо на станции Торопец сильно отличалось от аналогичного здания в Бологое-2 прежде всего своими размерами. Хотя архитектурный облик фасадов этих зданий очень сильно похож.
Оборотное депо в Торопце было рассчитано на девять стойл и в отличии от Бологое-2 интенсивно эксплуатировалось. Строительство столь крупного здания не для основного, а для оборотного депо, каким оно было предусмотрено в Торопце, достаточно не обычно. Дело в том, что в своё время станция Торопец как и Осташков была достаточно деятельной. На ней активно происходила погрузка продукции с местных заводов и фабрик, а к самой станции подходило большое количество подъездных путей.
На стенах здания видны многочисленные выбоины от осколков авиабомб, отпечатавшиеся в суровые годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Как видно на фото здание такого типа усилено контрфорсами, для защиты от вибраций от проходящих поездов. Фото из архива ВОЛЖД
В годы Великой Отечественной войны Торопец находился в немецкой оккупации. Редкие свидетельства фотохроники тех лет свидетельствуют нам об этом немаловажном историческом факте.
При этом фасад оборотного веерного депо сохранился полностью в оригинальном виде и без каких либо изменений, в отличии от глубоко уже перестроенного здания вокзала, выполненного в стиле сталинского ампира.
В последний раз, пока оборотное депо в Торопце ещё не было снесёно, мне удалось посетить его в 2015 году для того чтобы произвести фотофиксацию объекта. И как оказалось, сделал это абсолютно не зря.
Перед депо когда-то располагался поворотный круг системы Селлерса, был демонтирован и заменен на разворотный треугольник. На снимке хорошо видно, что здание как я уже и говорил было устроено на 9 паровозных стойл.
К 2015 году здание оборотного депо было полностью уже заброшенным и разграбленным. Вход внутрь был свободен и открыт для всех желающих.
Кровля в основной части здания к тому времени обвалилась внутрь. Находится внутри здания было небезопасным ввиду угрозы дальнейшего обрушения.
Хотя снаружи здание выглядело ещё вполне себе прилично. Капитальное здание с высокими окнами и декоративной кирпичной кладкою, усиленное контрфорсами, напоминало древнеримский колизей.
Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном.
Узнав совершенно случайно, что здание в 2018 году снесли, я буквально ахнул от глубокого сожаления. Как так можно было бездумно поступить со своей историей и культурно-историческим наследием? Никаких общественных слушаний по этому вопросу не проводилось, решение принималось РЖД сугубо единолично.
Сегодня на том месте где когда-то стояло здание оборотного депо в Торопце, остался только пустырь и всего лишь небольшой кусок где когда-то располагались ремонтные мастерские. Оставлен как помещение для понижающего трансформатора.
Вот такое печальное и унылое зрелище осталось для потомков. Под угрозой такого же исхода сейчас находится последнее подобное уникальное здание на этой линии в Бологое-2.